Язык иконы — это
то же, что грамота. Ребенка учат сначала писать отдельные буквы, потом дают
списывать с книги, далее — писать изложение и, наконец, сочинение. Так и в
иконописи есть своя грамота, своя школа, своя последовательность работы, через
которые ученику даются особые знания, особая подготовка и особое воспитание.
Программа и постепенность обучения также традиционны и проверены опытом многих
поколений.
Первым делом нам
надо позаботиться об основании, на котором будет писаться наша икона. От
качества дерева зависит как икона будет жить дальше. Иконописание предполагает
и материалы для своего воплощения лучшие, достаточно прочные в смысле их
устойчивости к влиянию времени и внешней среды.
Техника иконописи
имеет свою историческую жизнь: со временем появлялись новые материалы, к
которым иконописцы приспосабливались, изучая их и применяя на практике.
В наше время
появились материалы, такие как готовые мебельные доски и мультиплекс( многослойная
клеёная фанера). Они не дорого стоят и не требуют никакой дополнительной
обработки, поэтому очень хорошо подходят для начинающих. Мультиплекс толщиной
1,8 – 2,0 см, вполне годится для первой иконы. Этот материал не коробится, на
него не нужно наклеивать «паволоку»(редкий холст), высыхание панели не
сопровождается её деформацией, - это очень стабильный материал.
Для создания первой
иконы для моих курсистов я покупаю в магазине большую панель многослойной
фанеры и там же даю её распилить на небольшие по формату доски 24х20 см.
Желающие
попробовать работать в иконописной технике, тоже могут для начала взять такую
небольшую панель из мультиплекса. Её нужно немножко зашкурить, чтобы не
занозить рук при работе. В следующей теме я расскажу о том как нужно
подготовить доску к работе.
В иконной доске
делается углубление – ковчег. Выделывание выемки для ковчежца сложно и дорого;
его иногда заменяют наклейкой на полях доски узких деревянных полосок высотой
от 1 до 5 мм. Более практично выпиливать рамку из целой фанеры по точным нужным
размерам и наклеивать ее на доску. Таким же путем делаются ковчежцы на фанерных
досках. Когда нужно для иконы заготовить очень широкую доску, то ее можно
составить из двух, трех и более узких досок, плотно склеенных и прочно
скрепленных. Такая доска ни в чем не уступает по крепости доске из цельного
дерева. Иногда на такую составную доску наклеивают на лицевую и тыловую ее
стороны тонкие фанеры.
Фанерные доски,
употребляемые зарубежными иконописцами, бывают по толщине размерами от 1 мм до
4 см. Фанерные доски больших размеров, например для икон иконостасов, можно
наклеивать на подрамки.
Для начинающих
можно на первых порах обойтись без ковчега.
В старину основой
для иконы была деревянная панель. Мастер всегда работал с тем сортом дерева,
которое встречалось в его краях. Так в центральной Руси излюбленным материалом
была липа, а в северных районах – сосна и кедр, на юге иконы писались на
кипарисе. Не писались они только на осине – по преданию, на ней повесился Иуда.
Дерево спиливалось весной. Древесина к тому времени была максимально насыщена
смолой, которая предохранит, в дальнейшем, доску от впитывания воды из воздуха.
Поэтому, старые иконные доски были такими тяжёлыми. Доски вытёсывались из плахи
топором и обстругивались теслом.
Чаще всего
заготовкой досок для икон занимается специальный мастер — дощанник Нужно быть
профессионалом, чтобы успешно справиться с такой работой. Более подробно о панели здесь: http://www.ukoha.ru/article/vdofor/ http://www.akhtyrkamonastery.com/page,1,zagotovkaikoni.html