Следующий этап –
золочение иконы. Это процесс сложный, он требует специальных навыков. Чаще
всего золочение выполняется специально обученными людьми, позолотчиками.
В нашем кратком
курсе мы заниматься этим не будем. Достаточно того, что ореол будет покрыт
тонким слоем охры, которая символизирует божественность.
Так вот – первый
красочный слой, который наносится на всю поверхность иконы – это жидко
разведённый слой охры.
Икона пишется
яичной темперой. Что это такое? Краски яичной темперы готовятся из сухих
пигментов, растёртых на эмульсии, состоящей из яичного желтка, воды и
какого-либо консервирующего вещества, например – кислого хлебного кваса, пива,
вина или уксуса. Эти добавки помогают лучшей смеси желтка с водой, улучшают
сцепление между слоями краски и продлевают время её хранения.
Лучше всего
составить смесь желтка, воды и консерванта отдельно и хранить эту смесь в
холодильнике.
При работе мы берём сухой пигмент и добавляем в него смесь.
Пропорции смеси:
1. 1часть кваса+1часть
желтка
2. 1часть
уксуса+10частей воды+10частей желтка
3. 3части белого
вина+1часть желтка
4. 1часть
пива+1часть желтка
При разведении
пигмента в смеси, можно добавлять воду, в зависимости от того, хотите ли вы
лессировать поверхность, или писать корпусно.
Пигменты можно
купить в магазинах, как для художников, так и для малярных работ.
Если вам не
известно, где раздобыть пигменты, можете взять акварельные краски хорошего
качества. Они содержат в своём составе 90% пигмента. Как связующее в
акварельных красках используется гуммиарабик, это не противоречит смешению их с
яичным желтком и консервантом. Таким образом, приобретая коробку акварельных
красок, вы будете иметь достаточно цветов для работы над иконой. А в будущем,
можно добавить к ним и пигменты. Только одной краски нет в акварели – белой.
Этот пигмент вам совершенно необходим. Без него не сделать светлых красок.
Краски лучше
всего размешивать на белой фарфоровой тарелке. Пользоваться пластмассовой
палитрой не рекомендуется. Некоторые мастера размешивают свои краски в
деревянных ложках или же в половинках яичной скорлупы.
Для первого слоя,
как я уже говорила, мы берём жёлтую охру. Этот цвет символизирует божественное
начало. Таким образом, первая заливка имеет не только практическое значение –
служить основой для сцепления последующих красочных слоёв, но и, как и всё в
иконе – символическое.
Приготавливаем
достаточное количество жидко разведённой охры, чтобы её хватило не только для заливки
всей поверхности будущёй иконы, но и её боковых краёв.
Наносить красочную смесь лучше всего маленькой
губкой, не прижимая её слишком сильно к поверхности. Доска должна находится в
горизонтальном положении. Потом поднять доску, поставив её на кончики пальцев
левой руки и нанести смесь на боковые края. Этот слой должен хорошо просохнуть,
прежде чем начинать дальнейшую работу.